|
Легенды о рукопашном бое
|
ДЗЮ-ДЗЮЦУ В ЯПОНИИ
В Японии, в эпоху феодализма, наибольшее распространение среди видов рукопашного боя получило дзю-дзюцу, как самурайское искусство являющееся составной частью подготовки воинов. Вот две истории, повествующие о появлении этого вида борьбы и о его развитии великими мастерами своего времени.
СОЗДАНИИЕ ДЗЮ-ДЗЮЦУ Отдельный раздел составляли техники захвата и связывания противников. Они широко применялись полицейскими при задержании преступников, а так же при боевых действиях, для захвата пленных. Возможно именно с этим связано то, что среди профессиональных воинов наибольшее распространение получили системы основанные на технике бросков и контролей (такие как дзю-дзюцу в Японии и Чинна в Китае). Среди крестьян ремесленников и монахов стили с преобладанием ударной техники, т.е. такие системы, которые позволяли максимально эффективно отразить нападение многих противников и сохранить свою жизнь в экстремальной ситуации.
В конце XI века врач Акаяма Сиробеи, в совершенстве владевший распространенными тогда единоборствами коуг соку (в переводе - "латы, которые всегда при тебе") и косино мавари ("панцирь, защищающий поясницу"), отправился для совершенствования своих познаний в области медицины в Китай, где познакомился с рядом местных единоборств и изучил два из них - шубаку и тайцзытуйшоу. К счастью, искусство рукопашного боя интересовало его ничуть не меньше медицины. Вернувшись, он решил систематизировать все известные ему приемы борьбы без оружия и создать единую систему. Прекратив практику, он заперся в своем доме с лучшими учениками. Однажды, зимой, прогуливаясь по своему саду, он заметил, что толстые ветви деревьев не выдерживают тяжести снега и ломаются, а тонкие прогибаются, а потом сбрасывают снег и выпрямляются. "Мягкость побеждает силу и зло!" Воскликнул мастер. Этот принцип и лег в основу созданной им системы дзю-дзюцу. После года затворничества, Акаяма Сиробеи представил специально созданной императорской комиссии три тысячи приемов рукопашного боя, заявив, что с их помощью может справиться с любым соперником, как невооруженным, так и вооруженным. После долгого просмотра и основательного обсуждения комиссия отобрала лишь 300 приемов, сочтя остальные слишком жестокими. Так началась история дзю-дзюцу.
МАСТЕР СОКАКУ ТАКЭДА
Сокаку Такеда родился в провинции Айдзу 10 октября 1860 года. В семье Такеда с XI века развивалась клановое боевое искусство боя без оружия которое позже получило название Айки-Дзюцу. В то время это была закрытая боевая система, в тайны, которой посвящались только высшие представители клана. Сокаку Такеда тренировался у своего отца. В юности он изучал мастерство владения мечом и считался одним из лучших бойцов в провинции. В 1880 году в течение шести месяцев он обучался у Таномо Сайго, который был главным настоятелем в храмах Никко Тосегу и Футасан в префектуре Тотиги. Мастер передал ему многие секреты Дайто-Рю Айки-Бу-Дзюцу.
С 1880 по 1898 год Сокаку Такеда вдоль и поперек пересек Японию, соревнуясь со всяким, сколько ни будь заметным мастером боевых искусств, который только принимал его вызов. Число его учеников, невзирая на постоянные разъезды и отсутствие постоянного тренировочного зала, превысило 30 тысяч, и среди них были дворяне, члены правительства, бывшие дайме и высокопоставленные чиновники. Однако наиболее известным учеником Сокаку Такеда считается Морихей Уэсиба. Именно техника, полученная от Сокаку Такеда легла в последствии в основу Айкидо.
Личность Сакоку Такеда очень известна в Японии. Рассказывают множество историй говорящих о характере и возможностях этого человека. Вот некоторые из них.
В 1910 году в сельской местности, по которой путешествовал Такеда, объявился жестокий грабитель, который действовал настолько успешно, что люди, за исключением самых сильных, боялись путешествовать в темноте. Полиция, несмотря на огромные усилия, не смогла с ним покончить. Неожиданно и по неизвестным причинам деятельность разбойника прекратилась. Поиски полиции позволили обнаружить труп, глубоко увязший вниз головой в грязи, на рисовом поле недалеко от дороги. Местные жители были уверены, что с разбойником покончил Сокаку Такеда, который обычно ездил по этой дороге. Они считали, что мастер Айки-Дзюцу бросил негодяя с такой силой, что тот не мог выбраться из заболоченного места и задохнулся. Однако полиция определила, что он умер от перелома шеи. Хотя сам Такеда отказался давать объяснения по этому поводу, и полицию и население были очень довольны таким исходом, и поэтому особо не расследовали этот инцидент.
Пятью годами спустя, Такеда участвовал в столкновении с полусотней дорожных рабочих и вышел из него невредимым, нанеся большой ущерб численно превосходящим силам врага. В то время многие дорожные и строительные рабочие набирались из бывших преступников или бандитов. Они были жестокими, агрессивными, обычно не имели постоянного дома, кочуя в поисках работы и проводя свободное время в драках и пьянках. Для полиции это было настолько большой проблемой, что смерть от ран, полученных в столкновении с ними, регистрировали как вызванную естественными причинами, чтобы соблюсти формальности и избежать беспокойства.
Когда началась схватка, врагов было полсотни на одного - вооруженных тобигути (длинными шестами с железными крюками на конце), железными болванками и наконечниками копий, Такеда просто бросил нескольких нападавших. Однако когда в ход пошли мечи, он тоже вооружился сходным образом, захватив оружие у противника. Это стоило жизни еще девяти бандитам. За счет способности без колебаний переходить от работы без оружия, к работе с оружием Такеда вышел победителем из схватки, которая на первый взгляд казалась безнадежной.
Если бы Сокаку Такеда жил в наши дни, его, без сомнения, сочли бы эксцентричным человеком. Поговаривают даже, что он всегда носил с собой собственную чайную посуду, из которой только и считал возможным пить, и ел лишь ту пищу, что готовил он сам, или его старший ученик. (В давние годы для самураев было обычным беречь свою жизнь таким способом). Похоже, что его поведение было несколько вызывающим, что показывает, например, следующий инцидент. В 1904 году американец Чарльз Пэрри, учитель английского языка в школе Дайни Коко колледжа Сэндай, пожаловался контролеру в поезде на плохо одетого пассажира, занимавшего место в вагоне первого класса, которое он, похоже, не имел возможности оплатить. Проверка показала, что у пассажира действительно был билет самого высокого класса, но привела его в такую ярость, что он попросил показать того, кто на него жаловался. Узнав, что это был ехавший в вагоне крупный иностранец, маленький Такеда, в котором было всего 150 см. роста и 52 кг. веса, схватил Пэрри двумя руками (приемом Енкадзе) и вытащил на открытую платформу в задней части поезда.
Мы никогда не узнаем о том, что там произошло, но безусловно, это произвело очень сильное впечатление на бедного мистера Пэрри. Он сообщил в США, что Дайто-Рю Айки-Дзюцу - это высшая система единоборства, результатом чего было приглашение от президента Рузвельта с просьбой прислать в США инструктора для демонстрации этих странных но эффективных приемов. В ответ Сокаку Такеда направил туда Синдзо Нарада из отдела полиции Сэндай, одним из первых учеников которого стал Чарльз Пэри.
Прожив полную, удачную и очевидно очень интересную жизнь, Сокаку Такеда скончался естественной смертью от старости. В истории боевых искусств он явился связующим звеном между нашим временем и эпохой самураев. Своим ученикам он говорил, что время меча кончилось, и Айки-Дзю-Дзюцу должно занять основное место в системе боевой подготовки.
ОКИНАВСКИЕ ЛЕГЕНДЫ.
Один юноша добился больших успехов в изучении каратэ. Почувствовав силу, он стал запугивать и притеснять жителей соседней деревни. Однажды, на горной дороге, он встретил старика и грубо потребовал, чтобы тот убрался с его пути. Старик вежливо попросил пропустить его, но юноша стал избивать старика, пока тот не распростерся на земле. Победитель восторжествовал - все его удары, отличавшиеся большой силой, достигли цели. Он не встретил сопротивления, не считая того, что старик, по-видимому, случайно нанес ему едва ощутимый удар в область сердца. Юноша даже не вспомнил об этом, когда вернулся в свою деревню. Находившиеся неподалеку люди видели происшедшее, но не осмелились заступиться за старика, зная силу и буйный нрав юноши. Однако, как только он исчез, они бросились к пострадавшему, стараясь ему помочь. Но старик вдруг сам легко поднялся и быстро ушел.
Примерно через две недели юноша стал чувствовать тошноту после еды и перестал хорошо спать. Через пять недель он уже ничего не мог удержать в желудке, и силы его таяли, как снег на весеннем солнце. К концу шестой недели он потерял 10 килограммов веса, не вставал с постели и был почти при смерти. Теперь он уже точно знал, что причиной его смертельного недуга был старик - его один единственный незаметный удар. На пороге смерти он наконец понял свою вину. Искренне раскаявшись и зная, что дни его сочтены, юноша пожелал получить прощение и послал брата на поиски старика. Сделать это, к удивлению брата, оказалось нетрудно. Старик, как бы знал, что юноша станет его искать, и сообщил всем, где он живет. На следующий день брат привел его к умирающему. Юноша попросил прощения, и старик, увидев, что просьба его искренняя, предложил свою помощь. Он дал юноше выпить какую-то жидкость, после чего тот сразу заснул. Постепенно силы вернулись к нему, и через неделю он выздоровел.
Старик оказался учителем каратэ, проживающим неподалеку. Он рассказал, что встреча на горной дороге не была случайной - жители соседней деревни, долго терпевшие недостойное поведение юноши, обратились к нему за помощью. По их просьбе старик и решил преподать юноше урок. Узнав об этом, юноша попросился к старому мастеру в ученики. Тот оказал ему доверие, и в последствии юноша стал его лучшим воспитанником.
В то время, когда между школами боевых искусств шла борьба за зоны влияния, некоторые мастера стремились доказать свое превосходство, вызывая на поединок учителя-соперника. Именно это пытался сделать один самоуверенный молодой человек, пытаясь спровоцировать известного старого мастера. Он начал с того, что, проходя мимо дома учителя, опрокинул ведра навоза на бобы, которые сушились неподалеку. На вежливые увещевания отвечал вызывающе и, демонстрируя свою силу, переломил бамбуковое коромысло. На требование юноши убраться из этой местности учитель промолчал и ушел домой. Молодой человек уже торжествовал победу, когда мастер вернулся с бамбуковым шестом вдвое толще сломанного и предложил еще раз показать свои возможности. После тщетных попыток юноша выронил шест, сказав, что человеку сделать это не под силу. Старый мастер легко переломил шест и, улыбаясь, сказал: "Возвращайся к своему учителю и попроси его тренировать твой дух так же хорошо, как он тренировал твое тело. Когда ты сможешь повторить этот бессмысленный подвиг силы, приходи ко мне как друг, чтобы мы могли вместе улыбнуться твоему неумному юношескому поступку".
Один мастер по изготовлению курительных трубок считался сильнейшим бойцом в округе. Никто не мог противостоять его силе. Однажды в его лавку зашел известный мастер каратэ. Боец сразу вызвал мастера на бой. Мастер согласился. На следующее утро они встретились в оговоренном месте за городом. Выполнив ритуальный поклон, бойцы начали сближаться. И вдруг ремесленник почувствовал, что взгляд мастера приковывает его к земле. Его воля была парализована. Он не мог сделать ни шага. Он издал мощный крик "Киай" и снова двинулся на противника. Но взгляд мастера снова парализовал его. Тогда он опустился на колени и сказал: "Мастер убей меня, я проиграл этот бой". Мастер ответил: "Я сразу оценил твою силу и искусство. Я понял, что ты сильный боец и опасность поединка с тобой не была для меня тайной. Поэтому я пришел сюда сражаться за свою жизнь. Ты же пришел сражаться, чтобы стяжать славу. Поэтому исход нашего боя не мог быть другим".
Однажды Гитин Фунакоси пришел на занятия в кимоно с белым поясом. Ученики бросились в раздевалку и через несколько минут появились на татами с такими же поясами. Фунакоси, раздосадованный слепым подражанием, выгнал их из зала, потому что они не поняли его. Не поняли, что он, которого по праву считали величайшим мастером и учителем, надел белый пояс ученика не из прихоти, не из самоуничижения, не из скромности, а потому, что вышел на новый виток не имеющей конца спирали, на новую ступень скрывающейся за облаками лестницы.
В 1957 году известный американский ученый и мастер боевых искусств Джон Ф.Гилби находился на Тайване. За неделю до отплытия он беседовал со знаменитым учителем ся-линя, которого звали Оу Синь-ян. Его демонстрации боевого искусства были одновременно и красивыми, и мощными. С помощью соответствующих схем он объяснил, что мастера сяо-линя на протяжении веков руководствовались при нанесении "атами" временем дня. Он говорил, что энергия проходит близко к поверхности тела в разное время дня, и мастеру лишь нужно знать ход циркуляции энергии, чтобы наносить удар в ту часть тела, где она находится близко к поверхности. В этом случае, наверняка, наносилась сильная травма и была возможна даже смерть.
Этот метод, продолжал он, проверен временем и надежен. Любой врач - специалист в традиционной китайской медицине - может подтвердить, что это так. Действительно, жертва драки приходит (или чаще ее приносят) к врачу, и врач может ускорить лечение, пользуясь той же анатомической схемой, так как травма, как правило, была именно от ударов, соответствующих времени дня.
Гилби попросил Оу показать какие либо доказательства этого, потому, что скептики на Западе не поверят только словам. Мастер произнес краткую команду, и из задней части комнаты вышел молодой человек лет 25. Оу встал и подошел своему ученику. Без каких либо предупреждений Оу быстро нанес ему удар, не слишком сильный, суставами пальцев в левую часть корпуса.
Оу вернулся на место, молодой человек кое-как добрался до кушетки с помощью двух других учеников. Оу сказал, что в это время было очень опасно наносить удар в почку, он специально нанес его немного мимо, так, чтобы только продемонстрировать эффект метода.
К этому времени юноше дали какое-то лекарство, и его дыхание стало более регулярным. Оу сказал, что с ним будет все в порядке, благодаря лекарству, но он еще около месяца будет не в форме, чтобы драться. За это время придут в порядок его внутренние органы.
Гилби задал вопрос, не на этом ли принципе основано "касание отсроченной смерти". Оу ответил не сразу. Помолчав, он сказал несколько слов ученикам. Юношу вынесли вместе с кушеткой. Все вышли, кроме одного мальчика лет 15-ти. "По вашему тону,- начал Оу, - видно, что Вы связываете это так называемое касание отсроченной смерти с ударом в определенное время, который Вы только что видели. Вы правы. Однако умение выполнить его далеко за пределами возможностей большинства мастеров, даже самых лучших. На Тайване я один владею им. Но я редко демонстрирую это умение даже перед китайцами. Здесь контроль менее уверенный, чем в простом ударе в определенное время. Поэтому опасность куда больше. Кто захочет подвергаться такому "прикосновению"? Может быть, Вы?"
Гилби постарался дать ответ, но Оу дал ему знак замолчать. Он указал на юношу. "У моего сына не было еще опыта, а он ему очень нужен".
Он легко коснулся большим пальцем точки на теле своего сына. Потом Оу произнес: "Так как Вы уезжаете через неделю, я рассчитал эффект на три дня. В полдень через три дня Алиня начнет тошнить и он сляжет. Я поручаю его Вам до этого времени. Через три дня встретимся в Тайбэе, а пока до свидания".
Через три дня Оу, одетый в костюм западного образца, приехал в отель к Гилби. После обычных формальностей Оу поинтересовался, следил ли он за Алинем. Получив утвердительный ответ, Оу предложил попить чаю. 12.05 - Гилби взглянул на часы. Заметив это, Оу произнес: "Не беспокойтесь- это произойдет. А я лучше подготовлюсь". Через три минуты Алинь начал говорить: "Отец, пока ничего не..." и внезапно упал на пол. Его пульс не прощупывался, а глаза оставались открытыми. Оу принялся за лечение. После массажа, горячего и холодного компрессов Алинь снова стал выглядеть как обычно. Только после этого Оу обратил внимание на американца. "Вы видели?"- спросил он. "С мальчиком будет все в порядке. Хотя равновесие было пугающе неустойчивым. Но в этом была моя проблема. Теперь все хорошо. Через три месяца все пройдет и не будет ни каких последствий".
Большой мастер восточных единоборств приехал в Москву на семинар. На семинаре присутствовало очень много сотрудников правоохранительных органов и офицеров специальных армейских подразделений. В процессе семинара мастер показал очень многие упражнения, раскрывающие секреты дыхания. Раскрыл многие древние восточные упражнения. Показал основы передвижения в бою. После семинара, его участники спросили у мастера: "То, что вы нам показали очень интересно. Но скажите, как научится сильно бить ногой?" Мастер ответил: "Для того чтобы сильно бить ногой, необходимо отрабатывать равновесие на одной ноге". Однако участники семинара продолжали настаивать, что все это, конечно, очень полезно, но им необходимо научится сильно бить ногой. Мастер еще раз сказал о необходимости отработки стоек на одной ноге и показал шесть наиболее оптимальных поз. Когда мастер уехал, многие участники семинара считали, что он скрыл от них основные секреты восточных школ.
В начале 70-х годов известный американский мастер каратэ Чак Норис и его ученик Боб Уол приехали в Гон Конг. Их приезд был связан с работой над фильмом "Путь дракона", где главную роль исполнял Брюс Ли. Брюс встретил их в аэропорту, и на протяжении всего визита американцев помогал им обустроиться в Гон Конге, показывал достопримечательности и знакомил с жизнью этой земли. Приезд таких знаменитых бойцов, каковыми были американцы, не мог быть незамечен местной прессой. Однажды, когда все они сидели в гостиничном номере и Брюс Ли читал гостям местные газеты, Брюс, смеясь, прочитал Чаку Норису объявление некого бойца, который желал вызвать Нориса на бой. Он тут же добавил: " Не обращайте особого внимания на это. Я получаю по несколько таких вызовов в день. Молодому человеку хочется самоутвердится и он не нашел лучшего способа как бросить вызов приезжему американскому бойцу". Однако тут в разговор вмешался Боб Уол. Он сказал, что если ему позволят, он бы хотел принять этот вызов. Брюс принялся отговаривать его. Он говорил, что не стоит обращать внимания на такие мелочи. Однако Боб стоял на своем и буквально упрашивал Ли и Нориса позволить ему выйти на бой. "Что ж, - сказал Брюс Ли,- я думаю ты можешь попробовать во время показательных выступлений, которые будут через несколько дней".
Перед началом показательных выступлений Боб Уол поднялся на помост и громко объявил: "Некий человек бросил вызов моему учителю через газету. Я считаю, что сначала он должен сразиться со мной, его учеником. Однако предупреждаю, что любого кто выйдет сейчас на помост, я намерен убить здесь же". И он грохнул ногой об пол так, что доски затрещали. На помост так никто и не вышел.
Во второй половине 80-х в С-Петербург (тогда еще Ленинград) приехал на обучение вьетнамский студент по имени Ван Дао Мин. Ему было тогда около тридцати лет. Он особенно не скрывал, что занимается ушу, хотя и не выпячивал свои знания. На настойчивые уговоры показать свое искусство он, уклончиво отвечал, что тем, кто интересуется боевым аспектом восточных единоборств, было бы значительно интереснее пообщаться с его братом, героем войны и признанным мастером не только традиционных вьетнамских единоборств, но и экспертом таеквондо и каратэ. Он рассказывал об известной всему Вьетнаму легендарной операции, в которой участвовал его брат, когда группа вьетнамских солдат, без единого выстрела ликвидировала большой отряд рейнджеров армии США, применяя точечную технику. Интересно, что прежде чем встретиться с кем либо из представителей местных школ единоборств он очень подробно расспрашивал о росте и весе и других физических данных потенциальных знакомых. В последствии он объяснил это тем, что в толстом человеке не может правильно циркулировать ци. А следовательно, такой человек вряд ли может быть интересен как мастер единоборств. Однако когда Мин встретил людей, действительно заинтересовавших его, он не стал скрывать свои познания. А они были действительно потрясающими. Его передвижения были неуловимы, а удары молниеносны. С места он выпрыгивал на высоту, значительно превышающую его рост и наносил оттуда смертоносный удар ногой. В некоторых источниках утверждается, что техника таких прыжков, присущая Шаолиньским монахам, в настоящее время утрачена безвозвратно. Мин с этим не спорил. Многие из показанных им тогда упражнений и методик до сих пор мало известны не только в России но и в Европе и США. Однако он был удивлен, узнав что некоторые из, как он, считал исключительно восточных методик известны в России. Мин показал себя не только как мастер боевых искусств, но и как мастер традиционной восточной медицины и человек, посвященный во многие области знаний народов дальнего востока. Естественно его спрашивали о том как он получил эти знания и кто был его учителем. Мин рассказал следующую историю.
Когда ему было еще около четырех лет, в сезон дождей, однажды, он остался дома один. Родители со старшими детьми должны были вернутся только к вечеру. Сидя у входа в дом, Мин увидел одинокого монаха, идущего куда-то. Мальчику стало жалко монаха, который вынужден путешествовать под таким проливным дождем. Он окликнул монаха и предложил ему зайти в дом, попить чаю и обогреться у очага. Монах с благодарностью принял приглашение. Молча он сидел в доме крестьянина и пил чай. Отдохнув и обогревшись, он поблагодарил мальчика и сказал "Сегодня я пил у тебя чай, а завтра ты приходи ко мне пить чай". Когда пришел отец Мина и услышал историю о визите монаха, он сказал: "А знаешь ли ты, что этот монах пригласил тебя к себе учиться?" На следующее утро отец проводил своего сына к ближайшему буддийскому монастырю, к которому принадлежал монах. Монах уже поджидал их при входе. С тех пор монах начал учить Мина. Каждый день, на протяжении многих лет, Мин приходил к монастырю, и монах каждый день рассказывал ему про одну лечебную траву, одну звезду, одну точку акупунктуры и показывал один прием ушу.
Главная страница
E-mail: dvsfin@mail.ru
|